Пресс-релиз круглого стола на тему "Стресс-менеджмент" 23.12.06г. Печать
26.12.06 13:42
23 декабря 2006г. прошёл очередной «Круглый стол» для управленцев на тему: Стрессы и способы их преодоления. Стресс-менеджмент. Способы поддержания высокой работоспособности.

«Круглый стол» организован Ассоциацией управленческих кадров «Олимп» при содействии при содействии Регионального центра инноваций ОАО «Технопарк» в рамках программы «круглых столов» для управленческих кадров. Участие за круглым столом предполагает обмен опытом, мнениями, обсуждение интересных тем, актуальных для бизнеса и управления, дискуссии и общение в кругу коллег в открытой неформальной обстановке.

На встрече 23 декабря 2006 г. приняли участие 18 представителей компаний г. Самары. Были представлены 4 доклада:

1. «Стресс как фактор, влияющий на личностную эффективность». Устойчивое мнение "стресс - спутник карьеры менеджера и плата за успех" - реальность или заблуждение? Стресс на работе и стресс в личной жизни - какой из них причина, а какой следствие? Антикризисное и антистрессовое управление коллективом. Как стать креативнее?- Светлана Михайловна Пеунова, президент региональной и межрегиональной ассоциаций специалистов народной медицины, эксперт Комиссии по народной медицине министерства здравоохранения Самарской области, автор метода без лекарственного восстановления здоровья.

2. «Способы поддержания высокой работоспособности» - Эльтерман Михаил Юрьевич, Директор НОЦ «Современное образование».

3. «Экономика эргономики» Рациональные подходы к снижению заболеваемости на предприятиях(экологический менеджмент и пр.).Менеджмент пространства (рациональная организация рабочих мест, полезнаядля здоровья мебель и пр.).Некоторые практические принципы "фэн-шуй" Умение отдыхать. Антистрессовые мероприятия» - Радик Робертович Кагиров, автор многочисленных научно-популярных публикаций, книг, фильмов. Тренер Самарской федерации ушу. Автор ряда статей о фитнесе и медицине, об исследованиях мозга.

4. «Профессиональное выгорание организаций» Основные признаки, делающие работу малоэффективной и не интересной. Как этому противостоять и не потерять команду. Новосельцев Дмитрий Викторович, директор КА «Азимут».

Встреча за круглым столом как обычно началась с представлений участников и выявления их интереса к обозначенной теме. Каждый из участников, представляясь, кратко объяснял причины интереса к теме круглого стола. Выяснилось, что стрессовые ситуации возникают довольно часто как в частной жизни, так и в профессиональной. Причины возникновения стрессов назывались различные: напряженная трудовая деятельность; недостаток времени; напряжённый график выполнения работ; конфликты с сотрудниками, поставщиками и заказчиками и т.д. Причины возникновения стресса связывались как с возникновением нестандартной ситуации, так и с личностным восприятием данной ситуации, личной эмоциональностью. Многие участники сообщили, что попадая в стрессовую ситуацию, часто не знают как с этой ситуацией справится и хотели бы узнать, как другие справляются со стрессом.

Первый докладчик Пеунова С.М. начала свой доклад с определения стресса - как явления. Стресс- это реакция организма на воздействие внешней среды. В период стресса в кровь организма выбрасывается адреналин. Адреналин мобилизует организм и все его ресурсы и заставляет его работать более динамично и адаптироваться к внешнему воздействию. Адреналин по сути своей – яд, он обладает свойствами яда (в малых количествах полезен, в больших убивает). Адреналин вызывает спазмы в организме, длительный стресс приводит к необратимым изменениям. Постоянное нахождение адреналина в крови человек вызывает привыкание к нему (как курильщика к никотину). Для таких людей стресс-необходимость и при отсутствии стресса они испытывают дискомфорт, ищут стрессовые ситуации, а при их отсутствии сами их создают.

Выступающий обозначил три стадии стресса:

  1. Стадия мобилизации организма.
  2. Стадия адаптации.
  3. Стадия резистенции.

На первой стадии организм человека реагирует на стресс выбросом в кровь адреналина. Количество адреналина в крови зависит от силы стресса и готовности организма к его воздействию.

Далее наступает стадия адаптации. Длительность и характер протекания этого периода определяется возможностями адаптации организма человека к условиям воздействия стрессовой ситуации. Если человек обладает достаточными ресурсами к воздействию стресса, то в течении периода адаптации человек приобретает качества, повышающие способность человека противостоять подобного рода стрессу, повышается стрессоусточивость организма. Если организм человека не обладает достаточными ресурсами противодействия стрессу, то наступает стадия резистенции. На этой стадии организм человека разрушается, что приводит к необратимым изменениям, болезням, а возможно и к смерти. Можно предположить, что смерть в результате сильного стресса возможна от резкого повышения количества адреналина (яда) в крови, последующего паралича и остановке сердца.

Западное техногенное общество переживает на данном этапе стресс неопределённости в будущем. Ежегодные потери, которые несёт западная экономика от стрессов - 300 миллиардов $. В западной Европе ежегодно более миллиона человек умирает от стресса. Многие компании разоряются только потому, что не в состоянии оплатить медицинские расходы. Основные причины стресса на западе- потеря смысла в жизни; одиночество. В России 98% детей и 100% взрослых имеют хронические заболевания в результате стрессов.

Основными источниками стресса являются: отсутствие возможностей самореализации, перемещения, образования, низкое качество жизни, одиночество, эмоциональная изоляция, ожидание угроз.

Для нормального существования человеку необходимо 5-6 друзей. Важную роль для человека играют биоритмы. Музыка(классическая) может лечить, а некоторые виды современной музыки разрушают психику.

Основные способы снятие стресса, которые используются людьми: Телевизор-46%, еда-16%, алкоголь-19%, медикоменты-15%, спорт-12%, секс-9%, медитация-2%.

Основные способы избежания стресса:

- игнорирование источника стресса

- научится состоянию внутреннего покоя: чем сложнее ситуация, тем больше внутреннего покоя

- не делать из мухи слона

- посмотреть на ситуацию с другой стороны

- радоваться ошибкам, а не укорять

- аутотренинг с элементами самоанализа

Следующий выступающий Эльтерман М.Ю. в своём выступлении предложил участникам круглого стола порассуждать на тему работоспособности, т.е. способности человека осуществлять какую либо деятельность, в том числе профессиональную, а также связанные с этой темой стрессовые ситуации.

Работоспособность – способность человека выполнять работу. Для того, чтобы человек был способен выполнять работу необходимы два условия: умение и желание выполнить работу. Если человеку поручить работу, к выполнению которой у него нет умения, желания или того и другого, то существует большая вероятность, что работа не будет выполнена, следовательно возникает стрессовая ситуация. Далее задаём себе вопросы почему я умею? И почему хочу? Умею я потому, что обладаю знаниями и навыками выполнить работу. Хочу потому, что мне это хочется или должен.

Хочу - потому, что мне это принесёт удовольствие. Должен - потому, что это мои служебные обязанности, выполняя которые я зарабатываю деньги, которые я могу потратить, чтобы получить удовольствие. Таким образом, работоспособность – это способность в результате работы получить удовольствие. Если человек в результате работы не получает удовольствие то получает стрессовую ситуацию (страдает). Человек (работник) который страдает, т.е находится в состоянии стресса неработоспособен, либо работоспособен по направлению преодоления стресса. Страдание не продуктивно.

Выступающий обозначил два подхода по отношению к работоспособности и выполнению работы: западный и восточный.

Западный подход – ориентация на цель: цель-задачи-функции-ресурсы-работа-цель. Этот цикл повторяется снова и снова.

Восточный подход - ориентация на внутреннее состояние. Делать то, что нравится делать здесь и сейчас. Наслаждение тем, что я умею делать. Духовное удовлетворение.

Западный и восточный подходы не противоречат друг другу и перетекают один в другой. Западный подход ориентирует на получение наслаждение от работы вдали, после достижения цели. Восточный подход ориентирован на получение наслаждение в процессе работы, удовольствие от самого процесса работы.

Основные выводы выступления: нужно стремиться получать наслаждение от процесса совершения работы так и её результатов. Нужно стремиться в своей деятельности уничтожать промежуток между «Должным» и «Желаемым». Важна не только цель, но и способы достижения цели. Эти выводы можно рассматривать как способы предотвращения или избежания стрессов.

Следующий выступающий Кагиров Р.Р. обозначил тему работоспособности и эффективности. Эффективность труда в основном определяется наличием идей, которые и являются источником совершенствования, эффективности, богатства. Хорошие идеи привлекают инвестиции, создают рабочие места, открывают новые направления развития. Сами идеи являются результатом работы мозга человека. Работоспособность мозга зависит от всего организма человека. Следовательно, от здоровья человека зависит наличие и качество идей. Выступающий обратил внимание, что за интеллект отвечает головной мозг, а эмоциональное состояние зависит от нервных сплетений в области живота. Здоровье не менее, а возможно и более важный ресурс по отношению к деньгам, но часто этим ресурсом пренебрегают. Исследования в США показали, что больше половины банкротств связаны с неспособностью компаний оплачивать медицинские расходы. Большая часть заработанных денег тратится на восстановление здоровья положенного на алтарь зарабатывания денег. Необходимо предупреждать болезни не дожидаясь ухудшения здоровья до точки невозврата. Исследвания учёных доказывают, что 1$ вложенный в здоровье сотрудников приносит компании 3$ прибыли. В современной экономике основную стоимость компаний создают нематериальные активы, которые в свою очередь создаются здоровыми людьми со здоровым мозгом и психикой. Мозг человека потребляет огромное количество энергии. Он работает за счёт остальных органов человека. Чтобы работал мозг эффективно, необходимо, чтобы остальные органы были в хорошем состоянии.

Компания ради достижения хороших результатов должна уделять здоровью сотрудников больше внимания. На работе человек должен чувствовать себя лучше, чем дома. Необходимо гармонизировать отношения сотрудников друг с другом. Вводить системы поощрения сотрудников заниматься спортом и самовосстановлением.

В организме человека можно выделить два процесса: старение и восстановления клеток организма. Существует состояние называемое «Витаут»- это когда процесс восстановления преобладает над процессом старения. Это состояние можно поддерживать с помощью систематического улучшения спортивных показателей, например, занимаясь плаванием добиваться систематически увеличения проплываемого расстояния.

Периоды деятельности должны чередоваться с периодами восстановления. Необходимо расслабляться. Как известно из истории наиболее ценные идей приходят в период расслабления.

Хороший руководитель не допускает перегрузки сотрудников и мотивирует сотрудников к здоровому образу жизни. Контроль перегрузок необходим. Прекращение работы желательно в момент получения удовлетворения от труда. Индивидуальный подход к здоровью.

Следующий выступающий Новосельцев Д.В. обратил внимание на распространенное явление – Профессиональное выгорание организации дал основные характеристики этого явления, а также привёл примеры из своей практики взаимодействия с подобными организациями.

Профессиональное выгорание - Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Внутриличностный конфликт в связи с работой

  • Интенсивное общение
  • Нестабильность и хронический страх потери работы.
  • Новая, непривычная обстановка с требованиями повышенной эффективности.
  • Крупный мегаполис с условиями навязанного общения и большого количества людей.

Характеристика синдрома профессионального сгорания

  • Психофизические симптомы
  • Социально-психологические симптомы
  • Поведенческие симптомы

Психофизические симптомы

  • чувство постоянной, непроходящей усталости
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды
  • частые беспричинные головные боли;
  • постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности

Социально-психологические симптомы

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы»
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится»
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы

Поведенческие симптомы

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Признаки профессионального выгорания организаций

  • постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве;
  • чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
  • передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;
  • отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда;
  • неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала

Симптомы профессионального выгорания организаций

  • неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);
  • сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);
  • профессиональная зависимость персонала от руководителей
  • слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании

Устойчивость к профессиональному выгоранию

  • Конструктивный опыт успешного преодоления стресса
  • Способность гибко менять поведение и установки в напряженных ситуациях
  • Открытость, общительность
  • Способность формировать и поддерживать в себе позитивные ценности как в отношении себя, других людей и жизни вообще

По окончании круглого стола, традиционно были подведены итоги. Каждый из участников сообщил, что нового и полезного он узнал и возможно применит на практике. Некоторые участники поделились своим опытом преодоления стрессов и поведения в стрессовой ситуации. Закончился круглый стол фуршетом, новогодними поздравлениями и пожеланиями.