Испытательный срок Печать

Вопросы от газеты «Новости рынка недвижимости»

Испытательный срок – вполне закономерное явление для большинства компаний. Результаты работы кандидата на этом этапе влияют на его дальнейшую судьбу в данной компании.

1. Какова процедура приема на работу нового сотрудника? Какие этапы она включает?

2. Для каких целей устанавливается испытательный срок? Кому это выгодно? Каждый ли кандидат попадает под его действие?

3. Насколько часто испытательный срок завершается отказом кандидату? Каковы главные основания для этого?

4. Каковы причины отказа самого сотрудника от данного рабочего места?

5. Какова продолжительность испытательного срока? Устанавливается ли он каждым предприятием индивидуально или существуют определенные нормы? Бывают ли случаи нарушения в этом вопросе? Чем можно их объяснить? Каковы их последствия для каждой из сторон?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

Основные процедуры приёма на работу новых сотрудников, продолжительность испытательного срока, а также принципы взаимоотношений работодателя и работника в период испытательного срока прописаны законодательством РФ. Условия взаимоотношений работодателя и работника должны соответствовать или быть не хуже тех условий, которые установлены законом.

Реальные взаимоотношения работника и работодателя довольно часто не соответствуют требованиям закона. Это несоответствие происходит по многим причинам. Наиболее распространённая причина - элементарное незнание трудового законодательства РФ как наёмных работников так и работодателей. Вторая причина- несоответствие требований трудового кодекса требованиям реальной ситуации, в которой оказываются работодатель и работник.

Стандартный набор процедур найма работника включает обычно следующие этапы: поиск кандидатов; подбор; собеседование; отбор; испытательный срок; формирование и закрепление документально трудовых взаимоотношений и обязательств работника и работодателя. Продолжительность испытательного срока согласно законодательству - для руководителей не более 6 месяцев, для специалистов не более 3-х месяцев. Необходимость испытательного срока диктуется прежде всего неуверенностью как работодателя так и работника в том, что они сработаются в реальных условиях совместной деятельности. Продолжительность испытательного срока и способы взаимоотношений в этот период в каждом случае оговаривается индивидуально. Обычная практика: 1 – 3 месяца для специалистов и 3-6 месяцев для руководителей. Для дефицитных специалистов и ТОР-менеджеров испытательный срок используется редко, а трудовые взаимоотношения обычно закрепляются срочным контрактом сроком на 1 год. Довольно часто в реальной практике испытательный срок продлевается работодателем и не всегда законно. Часто работник покидает компанию до окончания испытательного срока. Основные причины по которым работодатель и работник расстаются в период испытательного срока следующие: недостаточный профессионализм работника; психологическая несовместимость с новыми коллегами или руководителем; корпоративная культура компании не соответствует запросам испытуемого работника; несоответствие реальных условий и объёмов труда компенсациям за труд; отсутствие у работодателя процедур адаптации работника в новых условиях; неудовлетворительный психологический климат; получение работником более привлекательных предложений трудоустройства. Не редки случаи, когда работодатель использует испытательный срок, чтобы получить краткосрочные высококвалифицированные услуги за минимальные средства путём обмана работника обещанием долгосрочного сотрудничества и перспективой в будущем высоких компенсаций.

В период испытательного срока часто работодатели теряют работника по причине двух крайностей: первая - работника с первых дней бросают в реальные трудовые отношения не предоставив ему необходимый период для адаптации, работник получает стресс в результате которого он не в состоянии проявить свои профессиональные качества; вторая – в период адаптации проходит в не трудовых процессах, в результате чего работник теряет время и не имеет возможности приспособить и проявить свои профессиональные качества в период испытательного срока. Работодателю следует более серьёзно относится к периоду адаптации работника и более тщательно продумать сам процесс адоптации.