Компетенции бизнесконсультантов Печать

Вопросы от газеты «Самарское обозрение»

"Модель компетенций самарских бизнес-консультантов".

1. Какова сегодня модель компетенций самарских бизнес-тренеров и консультантов?

Что требуют от них заказчики? Какие компетенции, со своей стороны, заявляют тренеры и консультанты?

2. Как в Самаре обстоит дело с сертификацией:

- тренеров

- консультантов

3. Правомочны ли авторские сертификаты?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

В настоящее время сложно говорить о какой либо определённой модели компетенций самарских бизнес-тренеров или бизнес-консультантов. На мой взгляд, на российском рынке тренинговых и консалтинговых услуг у заказчиков этих услуг пока не сформировано чётких представлений разграничивающих бизнес-тренеров и консультантов. Хороший бизнес-тренер далеко не всегда является хорошим бизнес-консультантом и наоборот, хороший бизнес-консультант не всегда хороший бизнес-тренер. Происходит это потому, что их компетенции пересекаются, но не всегда совпадают. Этот момент должны понимать заказчики и не всегда слепо доверять консалтинговый проект бизнес-тренеру, который понравился заказчику после удачного опыта совместных тренингов. Бизнес-тренер и бизнес-консультант это две различных профессии!

Бизнес-тренер систематизирует и по новому структурирует знания имеющиеся у участников тренинга, содействует практическому применению этих знаний при решении конкретных управленческих задач и(или) развивает общую социальную, профессиональную или управленческую компетенцию участников.

Бизнес-консультант предоставляет информацию и опыт в решении определённой управленческой проблемы(экспертное консультирование) и\или сопровождает процесс внедрения изменений в организации(процессное консультирование).

В Самаре, на сколько мне известно, нет сертифицированных тренеров или консультантов. Наверняка имеются тренеры, которые прошли какие либо курсы повышения квалификации для тренеров или консультантов. Возможно, они имеют свидетельства или дипломы, но эти свидетельства или дипломы не являются сертификатами. В международной практике сертификаты выдаются организациями, осуществляющими независимую оценку компетенций тренера или консультанта такими как: союз (ассоциация) независимых консультантов; ассоциации менеджеров; престижные образовательные консорциумы или союзы и др. признанные авторитетные организации, которые имеют программу сертификации тренеров и консультантов созданную на основе стандартов. Стандарты в свою очередь создаются и утверждаются комиссией состоящей из представителей всех заинтересованных сторон.

В России нет организации сертифицирующей бизнес-тренеров, но имеется в Москве союз консультантов, который сертифицирует бизнес-консультантов.

В системе сертификации можно выделить три этапа:

1. Образовательное (лицензированное) учреждение, по окончании которого сдаются экзамены и выдаётся диплом.

2. Курсы (программы) повышения квалификации, по окончании которых выдаётся свидетельство.

3. Экзамен в сертифицирующем учреждении, после сдачи которого выдаётся сертификат. Необходимо преодолеть ряд требований по допуску к этому экзамену.

Как же заказчику разобраться во всём этом? Каким образом выбрать и получить необходимые заказчику услуги? Эти вопросы не простые. Они требуют от заказчика опыт, умения и время для изучения рынка тренинговых (консалтинговых) услуг и принятия верного решения.

После прохождения тренинга обычно участнику тренинга вручается свидетельство о прохождении тренинга или тренинговой программы. Понятно, что это свидетельство далеко не является сертификатом. Свидетельство – документ, который может иметь ценность в глазах работодателя или заказчика. Ценность эта будет определятся престижностью организации (автора) на рынке данного вида услуг. Авторские свидетельства имеют на рынке наименьшую ценность. Свидетельства, выдаваемые престижными образовательными организациями, имеют большую ценность.