Бизнес-тренинги для руководителей Печать
15.02.08 12:50

Управляют эффективностью

На бизнес-тренингах руководители получают дополнительные навыки управления людьми и бизнес-процессами

 

Качественные бизнес-тренинги позволяют управленцам получить дополнительные навыки управления людьми и бизнес-про- цессами, овладеть практикой ведения биз- неса, повысить свою собственную и организаци- онную эффективность. Наиболее популярные тренинги среди руководителей - стратегическое планирование, моделирование бизнес-процес- сов и личностного роста.

 

Чтобы руководитель или любой другой сотрудник компании смогли повысить уровень своих компетенций, необязательно выбирать курсы по повышению квалификации или получать дополнительное образование. Как правило, управленцы имеют высокий профессиональный уровень, который не требует получения дополнительного образования, но иногда нуждаются в его корректировке и дополнительных навыках. Этим целям служат бизнес-тренинги. По мнению генерального директора АНО "Центр управленческих кадров" Наиля Таштабанова, основными целями руководителя при прохождении тренинга могут быть получение дополнительных навыков управления людьми, влияния на людей, делегирования полномочий, овладение навыками использования тех или иных инструментов управления. Руководитель направления "Аутсорсинг HR-решений" Senat Consulting Services Елена Моргун отметила, что через тренинги решаются задачи развития узкопрофессиональных компетенций и навыков, а также задачи личностного роста и стратегического планирования. Обучение и развитие как глобальная цель конкретизируется до задач в каждом индивидуальном случае. Причем поставленные задачи, как правило, делятся на личные, касающиеся непосредственно обучаемого, и корпоративные, относящиеся к компании, в которой он работает. По словам Елены Моргун, специфика тренингов для руководителей заключается в их роли в компании, более глобальных решаемых задачах. Зачастую от личности руководителя зависят многие бизнес-процессы.

Если он не может справиться с какой-либо личной проблемой, это сказывается на качестве его работы и контроля и, как следствие, на организационном процессе в целом. Американский бизнес- тренер Фрэнк Пьюселик, который уже более двадцати лет проводит бизнес-тренинги в России и странах СНГ, прокомментировал СО, что существуют значительные отличия поведения в условиях "закрытого" и западного рынка. Поэтому российским управленцам, руководителям, работающим в сложных постперестроечных условиях, бизнес-тренинги необходимы для того, чтобы узнать и освоить новые практики ведения бизнеса, повысить организационную эффективность. Определить необходимость и потребность в прохождении бизнес-тренингов помогает ряд признаков. Одним из основных индикаторов, по мнению Наиля Таштабанова, является степень удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой. Если руководитель затрудняется самостоятельно определить, какой тренинг ему следует посетить, он может обратиться к опытным специалистам-психологам, которые помогут найти слабые места. В свою очередь, Елена Моргун отметила такие признаки, как дефицит знаний и навыков в новой области, субъективное стремление к получению новой информации, потребность в анализе опыта других людей, потребность в получении мнения со стороны, самоанализ. Эти индикаторы указывают на то, что человеку необходима новая достоверная информация, профессиональное общение по конкретной проблеме в новом кругу, свежие идеи и взгляд на определенную профессиональную или личную ситуацию, то есть то, что входит в ключевые функции тренинга.

Определить потребность в тренинге - это только часть задачи. Не менее сложная и даже более ответственная задача, которая встает перед руководителем, - подобрать правильный тренинг и хорошего тренера. Генеральный директор компании "Бизнес-технологии" Руслан Саргисян прокомментировал, что в хорошей тренинговой компании сначала узнают, что на самом деле нужно руководителю и его компании, и только после этого подберут или специально разработают программу бизнес-тренинга. А мастерство тренера оценивается не по количеству его дипломов и свидетельств, а по отзывам участников тренингов. Причем отзывы лучше собирать спустя какое-то время после самого тренинга, когда уже будет ясно, "работает" тренинг или нет. Елена Моргун советует при выборе поставщика услуг обращать внимание на то, насколько детально менеджер при общении интересуется ожиданиями и целями, как формулирует особенности предлагаемых программ и делает ли акцент на истории изменений и адаптивности программы и личности тренера. Последнее играет важную роль, поскольку именно от тренера будет зависеть достижение поставленных целей. "Если менеджер просто положил перед вами папки с программами и резюме тренеров, словно прайс, в котором нужно разбираться самостоятельно, будьте осторожны с таким провайдером. Если с вами детально обсудили ваши ожидания и цели, представили фрагменты видео- или фотосъемки с тренингов интересующего вас специалиста, описали особенности программы - скорее всего, вам здесь помогут выбрать программу, максимально соответствующую ожиданиям", - рассказывает Елена Моргун.

В числе основных качеств бизнес-тренера Наиль Таштабанов отметил высокую эрудицию, опыт управленческой деятельности, психологические знания и навыки, высокие способности управления группой людей, умение своевременно и к месту использовать наглядные материалы, творческие способности, гибкость и находчивость. Все чаще для работы приглашаются иностранные тренеры, причем специалисты высокого уровня, которые могут научить общим бизнес-принципам и технологиям. Но нужно отметить, что эффективность тренинга будет выше, если тренер хорошо знаком с историей и изменениями, происходящими на местном рынке. Западные технологии и методики следует рационально адаптировать для российского слушателя.

Бизнес-тренинги необходимы, когда есть:

- дефицит знаний и навыков в новой области, востребованной в повседневной деятельности,

- субъективное стремление к получению новой информации,

- потребность в анализе опыта других людей в определенной области или ситуации

- потребность в получении объективного мнения сторонних людей и специалистов по определенному вопросу,

- потребность самоанализа и коррекции долгосрочных и краткосрочных целей.

Газета «Самарское обозрение», выпуск № 10 от 14.02.08

Любовь ФАДЕЕВА