Соцпакет Печать

Вопросы от газеты «Самарское обозрение»

Соцпакет возведен менеджерами крупных компаний в ранг абсолютных ценностей. Зачастую он является мощным инструментом формирования мотивации. Проблема только в том, что реальную пользу от раздачи благ сотрудникам измерить довольно трудно, а вопрос о том, нужно ли обременять экономику малых предприятий широкой раздачей соцпакетов, остается открытым.

1. Для чего руководители многих предприятий используют систему выдачи соцпакетов работникам? Насколько эта система оправдана и распространена в настоящее время?

2. Является ли соцпакет реальным инструментом конкурентной борьбы между сотрудниками?

3. Какие преимущества дает соцпакет работнику, а какие – работодателю? Для любой ли компании введение соцпакетов оправдано?

4. Влияет ли наличие соцпакета на уровень заработной платы специалиста? Это часть заработной платы или все-таки дополнительные преимущества?

5. Можно ли выделить какие-то типы соцпакетов в зависимости от того, чем они наполнены, то есть какие дополнительные возможности дают сотруднику?

6. Одинаково ли содержание соцпакетов для разных отделов, разных должностных категорий компании? Есть ли такие позиции в компании, которым соцпакет вообще не стоит оформлять? С чем это связано?

7. Как влияют возрастные, половые и другие различия на содержание соцпакета?

8. Как можно оценить реальную пользу от раздачи дополнительных преимуществ персоналу?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

Чтобы разобраться, в том, почему соцпакет используется работодателями для мотивирования своих работников, обратим внимание на то, что соцпакет в себя включает. Обычно соцпакет включает в себя:

- льготы и привилегии: ведомственное жильё, служебный автомобиль и т.д.

- целевое финансирование некоторых нужд работника не связанных на прямую с его производственной деятельностью на благо компании: плата за жильё, льготные кредиты, плата за повышение квалификации, плата за детский сад и т.д.

- пакет страховок: страхострахование жизни, здоровья, пенсии и т.д.

Учитывая содержание соцпакета, следует подчеркнуть, что соцпакет является одним из инструментов мотивации работников к долгосрочной, эффективной деятельности на пользу компании. Именно заинтересованность компании в долгосрочном сотрудничестве с работником и является главной причиной предоставления работнику соцпакета. Соцпакет является своего рода платой компании за лояльность работника к компании и долгосрочную перспективу сотрудничества.

Другой важной целью работодателя при выдаче соцпакета является желание освободить энергию работника от решения этим работником своих повседневных бытовых проблем и направить эту энергию на нужды компании.

При выдачи соцпакета также следует учитывать, что в основе мотивации работника к труду лежат потребности, как общего, так и индивидуального характера. Индивидуальный соцпакет разрабатывается и предоставляется работникам, наиболее редким и ценным с точки зрения работодателя. К таким работникам относятся: ТОП - менеджеры, ценные специалисты, спецы - носители технологий, звёзды - имя и сама личность которых является брендом, и т.д. Труд этих работников в большей степени носит творческий характер.

Обозначим основные преимущества и недостатки предоставления соцпакета.

Преимущества для работодателя:

- привлекательность компании на рынке труда;

- повышение эффективности труда работника;

- улучшение морального климата в коллективе;

- малая текучесть кадров.

Недостатки для работодателя:

- финансовая нагрузка на бюджет компании;

- усложнение финансового учёта и документооборота;

- трудности при увольнении работника;

- иждивенчество со стороны работников.

Преимущества для работника:

- получение льготных или более дешёвых услуг;

- чувство защищённости;

- решение бытовых и жилищных проблем;

- привелегированный статус в обществе;

- возможна более эффективная самореализация.

Недостатки для работника:

- притупление чувства мобильности;

- более жёсткие обязательства перед работодателем;

- большая зависимость от работодателя, ограничение свободы;

Большие соцпакеты не смотря на некоторые преимущества, обладают и существенным недостатком. Основным недостатком предоставления соцпакетов в условиях рыночной экономики является понижение мобильности и гибкости компании и трудовых ресурсов, а следовательно и конкурентоспособности. В современных экономических условиях компания должна быть готовой к быстрым изменениям как внутри, так и вне компании. Как мы знаем, компании имеют три основных жизненных цикла: рост, стабильность, увядание. Для растущей компании (малого и среднего бизнеса) желательна минимальная доля соцпакета в совокупном доходе работника. Для стабильной компании доля соцпакета в системе мотивации работников может быть максимальной. Увядающей компании можно рекомендовать освобождиться от груза социальных обязательств перед работниками, придать компании гибкость, чтобы осуществить необходимые изменения, модернизацию, сокращение и ротацию кадров.

Идеальный вариант - это когда доля соцпакета в совокупном доходе работника равна нулю, т.е. компенсации состоят только из заработной платы, когда работник получает заработную плату и всё что ему нужно приобретает на свободном рынке. Но в условиях Российской действительности, работник не всегда может получить необходимые услуги по причинам того, что эти услуги либо отсутствуют на рынке, либо низкого качества, либо не доступно дорогие.

В любом случае работодатель должен просчитывать необходимость предоставление соцпакета, его содержание, использовать индивидуальный подход, оценивать эффективность затрат на соцпакет. Работодатель должен чётко осознавать, что соцпакет – это инструмент повышения эффективности труда работника во благо компании, а не акт доброй воли и благотворительность работодателя.