Соцпакет |
Вопросы от газеты «Самарское обозрение» Соцпакет возведен менеджерами крупных компаний в ранг абсолютных ценностей. Зачастую он является мощным инструментом формирования мотивации. Проблема только в том, что реальную пользу от раздачи благ сотрудникам измерить довольно трудно, а вопрос о том, нужно ли обременять экономику малых предприятий широкой раздачей соцпакетов, остается открытым. 1. Для чего руководители многих предприятий используют систему выдачи соцпакетов работникам? Насколько эта система оправдана и распространена в настоящее время? 2. Является ли соцпакет реальным инструментом конкурентной борьбы между сотрудниками? 3. Какие преимущества дает соцпакет работнику, а какие – работодателю? Для любой ли компании введение соцпакетов оправдано? 4. Влияет ли наличие соцпакета на уровень заработной платы специалиста? Это часть заработной платы или все-таки дополнительные преимущества? 5. Можно ли выделить какие-то типы соцпакетов в зависимости от того, чем они наполнены, то есть какие дополнительные возможности дают сотруднику? 6. Одинаково ли содержание соцпакетов для разных отделов, разных должностных категорий компании? Есть ли такие позиции в компании, которым соцпакет вообще не стоит оформлять? С чем это связано? 7. Как влияют возрастные, половые и другие различия на содержание соцпакета? 8. Как можно оценить реальную пользу от раздачи дополнительных преимуществ персоналу?
Отвечает Наиль Таштабанов Ассоциация управленческих кадров «Олимп» Чтобы разобраться, в том, почему соцпакет используется работодателями для мотивирования своих работников, обратим внимание на то, что соцпакет в себя включает. Обычно соцпакет включает в себя: - льготы и привилегии: ведомственное жильё, служебный автомобиль и т.д. - целевое финансирование некоторых нужд работника не связанных на прямую с его производственной деятельностью на благо компании: плата за жильё, льготные кредиты, плата за повышение квалификации, плата за детский сад и т.д. - пакет страховок: страхострахование жизни, здоровья, пенсии и т.д. Учитывая содержание соцпакета, следует подчеркнуть, что соцпакет является одним из инструментов мотивации работников к долгосрочной, эффективной деятельности на пользу компании. Именно заинтересованность компании в долгосрочном сотрудничестве с работником и является главной причиной предоставления работнику соцпакета. Соцпакет является своего рода платой компании за лояльность работника к компании и долгосрочную перспективу сотрудничества. Другой важной целью работодателя при выдаче соцпакета является желание освободить энергию работника от решения этим работником своих повседневных бытовых проблем и направить эту энергию на нужды компании. При выдачи соцпакета также следует учитывать, что в основе мотивации работника к труду лежат потребности, как общего, так и индивидуального характера. Индивидуальный соцпакет разрабатывается и предоставляется работникам, наиболее редким и ценным с точки зрения работодателя. К таким работникам относятся: ТОП - менеджеры, ценные специалисты, спецы - носители технологий, звёзды - имя и сама личность которых является брендом, и т.д. Труд этих работников в большей степени носит творческий характер. Обозначим основные преимущества и недостатки предоставления соцпакета. Преимущества для работодателя: - привлекательность компании на рынке труда; - повышение эффективности труда работника; - улучшение морального климата в коллективе; - малая текучесть кадров. Недостатки для работодателя: - финансовая нагрузка на бюджет компании; - усложнение финансового учёта и документооборота; - трудности при увольнении работника; - иждивенчество со стороны работников. Преимущества для работника: - получение льготных или более дешёвых услуг; - чувство защищённости; - решение бытовых и жилищных проблем; - привелегированный статус в обществе; - возможна более эффективная самореализация. Недостатки для работника: - притупление чувства мобильности; - более жёсткие обязательства перед работодателем; - большая зависимость от работодателя, ограничение свободы; Большие соцпакеты не смотря на некоторые преимущества, обладают и существенным недостатком. Основным недостатком предоставления соцпакетов в условиях рыночной экономики является понижение мобильности и гибкости компании и трудовых ресурсов, а следовательно и конкурентоспособности. В современных экономических условиях компания должна быть готовой к быстрым изменениям как внутри, так и вне компании. Как мы знаем, компании имеют три основных жизненных цикла: рост, стабильность, увядание. Для растущей компании (малого и среднего бизнеса) желательна минимальная доля соцпакета в совокупном доходе работника. Для стабильной компании доля соцпакета в системе мотивации работников может быть максимальной. Увядающей компании можно рекомендовать освобождиться от груза социальных обязательств перед работниками, придать компании гибкость, чтобы осуществить необходимые изменения, модернизацию, сокращение и ротацию кадров. Идеальный вариант - это когда доля соцпакета в совокупном доходе работника равна нулю, т.е. компенсации состоят только из заработной платы, когда работник получает заработную плату и всё что ему нужно приобретает на свободном рынке. Но в условиях Российской действительности, работник не всегда может получить необходимые услуги по причинам того, что эти услуги либо отсутствуют на рынке, либо низкого качества, либо не доступно дорогие. В любом случае работодатель должен просчитывать необходимость предоставление соцпакета, его содержание, использовать индивидуальный подход, оценивать эффективность затрат на соцпакет. Работодатель должен чётко осознавать, что соцпакет – это инструмент повышения эффективности труда работника во благо компании, а не акт доброй воли и благотворительность работодателя. |
Адрес: г. Самара, ул. Солнечная, 30, офис 5 Телефон: (846) 201-04-51, 8 (917) 112-18-56 моб. E-mail: auk@auk-olymp.ru |