Предлагаем продолжить обсуждение темы:Соцпакет . Тема обсуждалась специалистами на страницах газеты "Самарское обозрение".
Вопросы:
Соцпакет возведен менеджерами крупных компаний в ранг абсолютных ценностей. Зачастую он является мощным инструментом формирования мотивации. Проблема только в том, что реальную пользу от раздачи благ сотрудникам измерить довольно трудно, а вопрос о том, нужно ли обременять экономику малых предприятий широкой раздачей соцпакетов, остается открытым.
1. Для чего руководители многих предприятий используют систему выдачи соцпакетов работникам? Насколько эта система оправдана и распространена в настоящее время?
2. Является ли соцпакет реальным инструментом конкурентной борьбы между сотрудниками?
3. Какие преимущества дает соцпакет работнику, а какие – работодателю? Для любой ли компании введение соцпакетов оправдано?
4. Влияет ли наличие соцпакета на уровень заработной платы специалиста? Это часть заработной платы или все-таки дополнительные преимущества?
5. Можно ли выделить какие-то типы соцпакетов в зависимости от того, чем они наполнены, то есть какие дополнительные возможности дают сотруднику?
6. Одинаково ли содержание соцпакетов для разных отделов, разных должностных категорий компании? Есть ли такие позиции в компании, которым соцпакет вообще не стоит оформлять? С чем это связано?
7. Как влияют возрастные, половые и другие различия на содержание соцпакета?
8. Как можно оценить реальную пользу от раздачи дополнительных преимуществ персоналу?
Чтобы разобраться, в том, почему соцпакет используется работодателями для мотивирования своих работников, обратим внимание на то, что соцпакет в себя включает. Обычно соцпакет включает в себя:
- льготы и привилегии: ведомственное жильё, служебный автомобиль и т.д.
- целевое финансирование некоторых нужд работника не связанных на прямую с его производственной деятельностью на благо компании: плата за жильё, льготные кредиты, плата за повышение квалификации, плата за детский сад и т.д.
- пакет страховок: страхострахование жизни, здоровья, пенсии и т.д.
Учитывая содержание соцпакета, следует подчеркнуть, что соцпакет является одним из инструментов мотивации работников к долгосрочной,эффективной деятельности на пользу компании. Именно заинтересованность компании в долгосрочном сотрудничестве с работником и является главной причиной предоставления работнику соцпакета. Соцпакет является своего рода платой компании за лояльность работника к компании и долгосрочную перспективу сотрудничества.
Другой важной целью работодателя при выдаче соцпакета является желание освободить энергию работника от решения этим работником своих повседневных бытовых проблем и направить эту энергию на нужды компании.
При выдачи соцпакета также следует учитывать, что в основе мотивации работника к труду лежат потребности, как общего, так и индивидуального характера. Индивидуальный соцпакет разрабатывается и предоставляется работникам, наиболее редким и ценным с точки зрения работодателя. К таким работникам относятся: ТОП - менеджеры, ценные специалисты, спецы - носители технологий, звёзды - имя и сама личность которых является брендом, и т.д. Труд этих работников в большей степени носит творческий характер.
Обозначим основные преимущества и недостатки предоставления соцпакета.
Преимущества для работодателя:
- привлекательность компании на рынке труда;
- повышение эффективности труда работника;
- улучшение морального климата в коллективе;
- малая текучесть кадров.
Недостатки для работодателя:
- финансовая нагрузка на бюджет компании;
- усложнение финансового учёта и документооборота;
- трудности при увольнении работника;
- иждивенчество со стороны работников.
Преимущества для работника:
- получение льготных или более дешёвых услуг;
- чувство защищённости;
- решение бытовых и жилищных проблем;
- привелегированный статус в обществе;
- возможна более эффективная самореализация.
Недостатки для работника:
- притупление чувства мобильности;
- более жёсткие обязательства перед работодателем;
- большая зависимость от работодателя, ограничение свободы;
Большие соцпакеты не смотря на некоторые преимущества, обладают и существенным недостатком. Основным недостатком предоставления соцпакетов в условиях рыночной экономики является понижение мобильности и гибкости компании и трудовых ресурсов, а следовательно и конкурентоспособности. В современных экономических условиях компания должна быть готовой к быстрым изменениям как внутри, так и вне компании. Как мы знаем, компании имеют три основных жизненных цикла: рост, стабильность, увядание. Для растущей компании (малого и среднего бизнеса) желательна минимальная доля соцпакета в совокупном доходе работника. Для стабильной компании доля соцпакета в системе мотивации работников может быть максимальной. Увядающей компанииможно рекомендовать освобождиться от груза социальных обязательств перед работниками, придать компании гибкость, чтобы осуществить необходимые изменения, модернизацию, сокращение и ротацию кадров.
Идеальный вариант - это когда доля соцпакета в совокупном доходе работника равна нулю, т.е. компенсации состоят только из заработной платы, когда работник получает заработную плату и всё что ему нужно приобретает на свободном рынке. Но в условиях Российской действительности, работник не всегда может получить необходимые услуги по причинам того, что эти услуги либо отсутствуют на рынке, либо низкого качества, либо не доступно дорогие.
В любом случае работодатель должен просчитывать необходимость предоставление соцпакета, его содержание, использовать индивидуальный подход, оценивать эффективность затрат на соцпакет. Работодатель должен чётко осознавать, что соцпакет – это инструмент повышения эффективности труда работника во благо компании, а не акт доброй воли и благотворительность работодателя.
Соцпакет по моему мнению дело нужное. Он имеет важное значение для работника и работодателя.
И каждый работодатель понимает его по своему. В апрельском номере журнала "Русский Newsweek" теме соцпакетов была посвящена статья "Держи пакет шире". Там рассказывалось и о нововведениях со стороны "продвинутых" работодателей - обслуживании ключевых сотрудников и членов их семей по Программе "ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ". В основном этим пользуются представительства иностранных компаний и крупные российские компании из тех бизнесов, где высока конкуренция работодателей и есть дефицит квалифицированного персонала. Ко всем преимуществам работодателя, перечисленным выше, эта программа добавляет еще и минимизацию потерь работодателя от "необдуманных" поступков работника в быту, сокращение расходов ресурсов работодателя на решение сотрудниками личных проблем в рабочее время и дает возможность работодателю получать объективную информацию о происшествиях с участием его сотрудников.
Программа предусматривает круглосуточную помощь в любой затруднительной ситуации: от предоставления информации о расписании сеансов в кинотеатрах, месторасположении интересующих магазинов и т.п. до выезда вооруженной группы быстрого реагирования в случае угрозы жизни, здоровью, имуществу.
Программа доступна не только жителям Москвы и Питера. Она работает в едином стандарте в 16 городах России и имеет автоматический роуминг, т.е. при приезде пользователя в любой город, в котором действует Программа, он имеет возможность получить такую же помощь, как в своем городе, без дополнительных затрат.
Я была в конце мая на семинаре HR, проводимом Российско-Британской Торговой Палатой в Москве. Он был посвящен работе с иностранными гражданами. Так вот, там одним из вопросов была эта самая программа экстренной помощи, презентовал ее МИГ. Оч-чень интересная и полезная штука. А какие у них клиенты пользуются этой услугой! О-го-го. Потом они вручили всем участникам семинара свои карточки на 1 месяц бесплатно, и я уже воспользовалась ею, когда попала в аварию. Помощь оказали быстро и квалифицировано. С руководством уже говорила по поводу внесения этой услуги в соцпакет экспатам. С июля заключим договор на обслуживание.