Главная СМИ о нас Престиж профессии
Престиж профессии Печать

Вопросы от газеты «Самарское обозрение»

  1. Престиж профессии и престиж специальности – как согласуются эти понятия? Что такое «престиж профессии», в чем он выражается, чем измеряется? Что служит индикаторами престижности?
  2. Кто или что формирует престиж профессии? Стереотипы влияют на престиж профессии или стереотипы формируются в зависимости от престижа?
  3. Как меняется престиж профессии? Сколько времени, в среднем, уходит на смену престижности профессии?
  4. Какие профессии считают престижными сегодня? Почему?
  5. Каков срок престижности профессии (т.е. сколько лет может быть престижна профессия), от чего он зависит?
  6. Кто измеряет престиж профессии?
  7. Возможны ли случаи, когда профессии-аутсайдеры становятся престижными? Как и когда это происходит?
  8. В случае, когда профессия престижна, ее стараются получить как можно большее число людей. Является ли это впоследствии причиной перенасыщения образовательного рынка специалистами по данной специальности.
  9. Какие трудности возникают, если профессия осталась, а престиж «ушел»?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

Престижность профессии и специальности в основном определяются по месту возникновения индикаторов престижности. Престижность профессии и ее индикаторы можно определить на рынке образовательных услуг в периоды поступления абитуриентов в образовательные учреждения, а престижность специальности в периоды выбора студентами той или иной специальности на старших курсах обучения.

На рынке образовательных услуг престижность профессии определяются следующими основными индикаторами: конкурс поступления абитуриентов на профессию в ВУЗ; стоимость образовательных услуг. Понятно, что чем престижнее профессия, тем выше конкурс и стоимость образовательных услуг. Необходимо также ввести понятие «потребность» рынка труда в специалистах той или иной профессии. На рынке труда потребность рынка труда в специалистах определяется следующими индикаторами: количество вакансий на рынке труда в определённый период времени; компенсации за труд.

Следует подчеркнуть, что высокая престижность профессии не часто соответствует высокой потребности рынка труда в представителях этих престижных профессий. Для примера: на такие исторически высоко престижные профессии как врач, учитель, инженер потребность рынка труда невысокая, а зарплата низкая. Это говорит о том, что рынок труда либо насыщен представителями этих профессий, либо потребность рынка труда на эти профессии не высокая. Результатом этого «перекоса» явилось падение престижности данных профессий. В настоящее время снова возникает дефицит учителей, врачей и инженеров, следовательно, возрастает престижность этих профессий.

К настоящему времени резко выросла престижность таких профессий, как менеджер, маркетолог, экономист, психолог, юрист и т.д. Но рынок труда не в состоянии переварить всех выпускников Вузов по данным профессиям, что привело к перенасыщению рынка труда этих профессий. Возникла ситуация, когда низкая потребность рынка труда не соответствует высокой престижности профессии. Как следствие ожидается некоторое падение престижности этих профессий.

В настоящее время наблюдается стойкая тенденция повышения престижности профессий в области IT-технологий. Растет доля рынка труда таких профессий, как биолог, химик…, а следовательно будет расти престижность данных профессий.

Учитывая выше сказанное, мы наблюдаем, что рынок образовательных услуг по своей гибкости и динамичности сильно отстаёт от рынка труда и его постоянно изменяющихся потребностей. В настоящее время существует необходимость коренных изменений в области образования и подготовки кадров для народного хозяйства. Образование должно смещаться в сторону создания гибких, эффективных, краткосрочных образовательных программ подготовки специалистов, это во первых. Во вторых, необходимы механизмы более тесного взаимодействия рынка образования и рынка труда. В третьих, на уровне государственных органов, министерств образования или экономики должны создаваться индикаторы рынка труда, которые необходимо публиковать в СМИ и доводить до средних школ и учеников, а также их родителей, особенно в периоды поступления в ВУЗы.

Выше шла речь о профессиях высокой квалификации, требующих длительных обучения, профессиональной подготовки и практического опыта.

Существует множество профессий низкой квалификации труда. Престижность этих профессий также может быть высокой или низкой, период жизни длительный или короткий. Длительность подготовки на эти профессии не высокая. В настоящее время рост экономики вызывает рост потребности в неквалифицированной рабочей силе. На рынке труда существует недостаток неквалифицированной рабочей силы. Этот недостаток в настоящее время частично покрывается за счёт иностранных рабочих. Решить проблему насыщения рынка труда неквалифицированной рабочей силы можно, во первых, демографическим путём - стимулируя рост рождаемости населения, во вторых, внедрением достижений техники и технологий заменяющим неквалифицированный труд, в третьих облегчением доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда, в четвёртых, повышая престижность рабочих профессий в том числе с помощью СМИ.

В связи с тем, что рынок неквалифицированного труда изменяет свои показатели в краткосрочные периоды, подготовкой рабочей силы в большей степени должны заниматься работодатели самостоятельно, создавая консорциумы, кластеры или корпоративные образовательные структуры и программы.

 

Добавить комментарий