Спрос на бизнес тренинги |
Вопросы от газеты «Самарское обозрение» Тренинги для высшего руководства 1. Обоснуйте актуальность тренингов для высшего руководства самарских бизнес-организаций.
Отвечает Наиль Таштабанов Ассоциация управленческих кадров «Олимп» Прежде чем говорить об актуальности тренингов для высшего руководства самарских бизнес-организаций, предлагаю поделить выражение «актуальность» на выражения: «необходимость» и «осознанная необходимость». Зададим новые вопросы: насколько необходимо для представителей ТОП - менеджмента повышение своих управленческих компетенций, и на сколько самарский ТОП-менеджмент осознаёт необходимость повышения своих управленческих компетенций, в том числе с помощью тренингов? Если, к примеру, задать любому ТОП-менеджеру первый вопрос, то без сомнений менеджер ответит, что необходимо систематически и постоянно повышать свои профессиональные и управленческие навыки, что необходимо обладать современными знаниями и что своевременно полученная полезная информация- это нематериальный ресурс, который даёт вполне материальный эффект в виде прибыли. Следовательно, актуальность обучения с точки зрения «необходимости» постоянно повышать профессиональную, управленческую компетентность, не вызывает у менеджеров сомнений. Другой вопрос, более интересный и заслуживающий внимание, на сколько менеджер осознаёт необходимость повышения своих управленческих компетенций конкретно для него, в конкретный момент времени, сейчас и сегодня. На этот вопрос готов ответить далеко не каждый менеджер. Особенно интересно отметить, что, как показывает практика, осознают необходимость обучаться как раз более передовые и успешные менеджеры, которые, казалось бы, и не нуждаются в обучении. Почему так происходит? Основная причина этому, та, что мы живём во время постоянных перемен и изменений, ускорения времени и возрастающей конкуренции. Менеджеры, которые видят дальше, осознают необходимость быть готовым к изменениям, а следовательно осознают необходимость получать новые знания, умения и опыт. Снова возникает вопрос, каким образом получить необходимые знания? Существует много разных способов повышения квалификации управленцев. Тренинг - наиболее эффективный способ получить необходимые знания и опыт за максимально короткое время. Тренинг – это точечный и эффективный удар по некомпетентности. Но перед менеджером опять встают вопросы: какие компетенции нужно приобрести; какой тренинг или тренинговую программу пройти; будет ли эффект от тренинга и как его измерить Таким образом, можно сделать следующие выводы: <Менеджеры осознают необходимость обучаться. <Тренинг является наиболее эффективным способом получить недостающие знания. <Менеджеру необходимо уметь создавать для себя личную программу постоянного самосовершенствования, как в личном, так и в профессиональном плане. <Менеджер должен хорошо ориентироваться на рынке имеющихся образовательных услуг, чтобы потреблять именно те услуги, которые он может переварить, и которые дадут ему энергию для преодоления препятствий и эффективной деятельности. Стоит обратить внимание на 3-й и 4-й выводы. Именно здесь заложены основные препятствия между желанием менеджера учиться и реализацией этих желаний. Наиболее эффективный способ преодолеть эти препятствия - обратится к профессиональному консультанту, который поможет менеджеру провести диагностику, подобрать образовательные продукты, сформировать индивидуальную программу и оценить эффективность обучения с последующей коррекцией программы. В настоящее время, с одной стороны, наблюдается рост потребности в тренинговых услугах и тенденция ускорения этого роста. С другой стороны, хорошие тренинги стоят дорого и менеджеры не всегда осознают целесообразность этих затрат. Например, стоимость 2-х дневного тренинга для руководителей высшего звена составляет от 6000 рублей и выше. Многие ТОП-ы не ходят на открытые тренинги, т.к. бояться оказаться среди людей со статусом ниже, чем у них. Поэтому предпочтение отдаётся индивидуальному коучингу и консультациям. Но групповой тренинг намного эффективнее, т.к. именно взаимодействие в команде даёт необходимый эффект при отработке многих навыков и умений руководителя. Ваши вопросы: 1. Как часто, согласно Вашим наблюдениям, самарские организации стали привлекать бизнес - тренеров для консультирования по частным вопросам бизнес - процесса? В настоящее время, на мой взгляд, наблюдается медленный, но твердый рост рынка консалтинговых услуг(КУ). Потребность предприятий в разного рода КУ довольно высокая и потребность в этих услугах всё более возрастает. В Самаре имеется достаточно компаний, которые предлагают разного рода КУ, начиная с краткосрочных образовательных услуг повышения профессионализма сотрудников компании и заканчивая консалтингом в области IT- технологий. На настоящем этапе развития этого рынка, по моим наблюдениям, в Самаре существует большой разрыв между спросом на КУ и способностью рынка этот спрос удовлетворить. Основные причины этому следующие: < недостаточно высокое качество предлагаемых в Самаре КУ; <отсутствие у самарских предприятий достаточного опыта и квалификации по формированию и формулированию своих потребностей в КУ; <отсутствие технологий отбора и подбора консалтинговой фирмы под имеющиеся у предприятий потребности в КУ; <отсутствие чётких критериев оценки эффективности КУ. Многие самарские компании, которые уже имели опыт работы с самарскими бизнес - тренерами и консультантами либо консалтинговыми компаниями остались неудовлетворёнными качеством услуг. Оплачивая дорогостоящие услуги (консалтинговые услуги стоят дорого, что вполне оправдано) компания не получает ожидаемого эффекта, а в некоторых случаях получает отрицательный эффект. Почему это происходит? Во первых, заказчики консалтинговых услуг должны понимать и многие понимают, что консалтинг - это инструмент тонкой настройки, который надо использовать умело, в нужный момент времени, в нужном месте и в необходимой последовательности. Подготовке к проведению консалтинговых мероприятий необходимо уделять на менее, а даже больше внимания, чем непосредственно самому консалтингу. Консалтинг на предприятии в большинстве случаев связан с изменениями, а изменения, даже самые благие, должны происходить на подготовленной к этим изменениям почве. Не уделяется по разным причинам достаточно внимания обучению персонала, его подготовке к изменениям. Во вторых, сами консалтинговые компании и консультанты в большинстве случаев нацелены не на результат и долгосрочное сотрудничество с клиентом-заказчиком КУ, а на получение материальной выгоды в максимально короткие сроки. Эти два момента характеризуют рынок КУ как неразвитый рынок. Можно выделить три основных этапа консалтингового процесса: <Подготовительный этап. <Проведение консалтинга(изменений). <Оценка результата изменений. Хотелось бы пожелать как заказчикам КУ так и исполнителям КУ больше внимания уделять 1-му и 3-му этапам, что должно повысить качество КУ так и качества самого рынка КУ. Можно отметить, что основная, подавляющая часть бизнес - тренеров и консультантов – это представители научно-образовательной среды. Это настоящие или бывшие преподаватели вузов, которые в своё время переориентировались, повысили свою квалификацию в различных областях бизнеса. Жизнь заставила этих людей двигаться от низко оплачиваемой деятельности в стенах ВУЗов в сторону, более высоко оплачиваемой деятельности в качестве бизнес - тренеров и консультантов. Другая, на мой взгляд, немногочисленная часть бизнес - тренеров и консультантов – профессионалы, которые имеют богатый опыт деятельности на предприятиях. Эта часть очень малочисленна, но имеются хорошие тенденции к увеличению их доли. Первая и вторая группы бизнес - тренеров и консультантов имеют как свои преимущества, так и недостатки. «Консультанты от образования» имеют серьёзный недостаток практического опыта работы на предприятии, как говорится, они не нюхали пороха. Преимущество этих консультантов в хорошей теоретической подготовке, знаниях психологии и педагогики. Эти бизнес - тренеры и консультанты более интересны, с точки зрения консалтинга, как бизнес - тренеры. У них хорошо получаются тренинги, семинары и другие мероприятия образовательного характера, повышающие профессиональный уровень персонала. «Консультанты от бизнеса» имеют хорошую профессиональную подготовку. Они на своём опыте почувствовали производственный процесс и прошли все его основные этапы. Эти консультанты хороши именно в качестве бизнес - консультантов по изменениям и формированию бизнес процессов на предприятии. В основном эти консультанты имеют узкую специализацию в таких областях как: финансовый и управленческий учёт; производственные процессы;IT-технологии; управление проектами; и т.д. Существенный недостаток этой группы консультантов неумение передавать свои знания другим, поэтому как бизнес - тренеры они уступают «Консультантам от образования».
Существует и третья группа бизнес - тренеров и консультантов, которая совмещает достоинства первых двух групп, но эта группа очень малочисленна. Заказчик КУ должен учитывать преимущества и недостатки этих групп консультантов при формировании консалтинговой команды под свои проекты. Учитывая всё возрастающую потребность рынка в КУ, низкий уровень консалтинговой культуры и подготовки бизнес - тренеров и консультантов, можно предположить, что предложения консультаций и образования для бизнес - тренеров и консультантов будут расти. Основная часть бизнес - тренеров и консультантов повышает свой профессиональный уровень через опыт, методом проб и ошибок. Другая часть учится на чужом опыте, читая специальную литературу или работая с опытными бизнес - тренерами и консультантами в различных консалтинговых компаниях, в том числе иностранных. Кто-то проходит стажировку за границей. Образование для бизнес - тренеров и консультантов в России и тем более в Самаре находится в стадии зарождения. В Москве проводятся тренинги и формируется культура подготовки бизнес -тренеров и консультантов. В Самаре этого практически нет, так как с одной стороны, потребность в таких тренингах высокая, а с другой, отсутствуют квалифицированные тренеры для бизнес - тренеров и консультантов, которые были бы достаточно авторитетны для наших бизнес - тренеров и консультантов. На мой взгляд, могли бы стать успешными в Самаре тренинги для бизнес - тренеров и консультантов от иностранных специалистов. В нашей организации, Ассоциации управленческих кадров, в настоящее время готовятся тренинги для бизнес - тренеров и консультантов. Мы планируем в начале марта 2006 г. тренинг для тренеров. Для этих целей сейчас ведутся переговоры с нашим партнёром, консультантом и бизнес - тренером из Германии госпожой Бианкой Енеке. Бианка Енеке возглавляет Институт межкультурной коммуникации и консультирования по менеджменту (ITMO) в Берлине и является экспертом Европейского союза в проектах MTP (Management training programm) и Дельфи в России. Ее уже знают в Самаре. Она участвовала в Круглом столе Ассоциации, посвященном обучению и развитию персонала организации, где презентировала свой тренинг для тренеров. Второй раз это было на заседании Самарского кадрового клуба в конце октября. Оба раза интерес был высок и слушатели просили провести этот тренинг у нас в Самаре. Тренинг для тренеров планируется провести в Самаре марте 2006 года. Планируемая стоимость этого 2-х дневного тренинга для тренеров 8 тысяч рублей. В Москве этот тренинг стоил бы как минимум в два раза дороже. В Самаре довольно широкий диапазон цен на тренинги от 2500 до 15000 за 2-х дневный тренинг за одного участника. Нижние границы определяют тренинги начинающих бизнес - тренеров. Средние цены этого диапазона – стоимость тренингов от опытных самарских бизнес -тренеров. Верхние границы – стоимость тренингов с участием московских или иностранных бизнес – тренеров. В Москве стоимость тренингов в 1,5-2 раза выше чем в Самаре. С Уважением, Наиль Таштабанов
|
Адрес: г. Самара, ул. Солнечная, 30, офис 5 Телефон: (846) 201-04-51, 8 (917) 112-18-56 моб. E-mail: auk@auk-olymp.ru |