Круглый стол 13.11.06г. на тему «Россия, Германия, Китай - особенности и перспективы развития бизнеса в условиях кросс - культурного менеджмента» |
19.11.06 16:46 |
13 ноября 2006 г. в Международном институте рынка прошёл очередной «Круглый стол» на тему: «Россия, Германия, Китай - особенности и перспективы развития бизнеса в условиях кросс - культурного менеджмента». «Круглый стол» был организован Ассоциацией управленческих кадров «Олимп» и Самарским «Немецким» клубом выпускников Президентской программы. На встрече приняли участие 34 представителя предприятий г. Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, а также гости из Китая - представители китайской компании «Ningbo Haitian Group» - Вице-президент профессор Хельмар Франц, Генеральный менеджер Чун Вайгун, технический директор Ху Бо, ассистент Лиза Менг. Компания «Ningbo Haitian Group» производит в Китае термопластавтоматы. Круглый стол проходил в форме свободного диалога менеджеров и ответов на вопросы. На вопросы большей части диалога отвечал профессор Хельмар Франц. Хельмар Франц по происхождению немец. До того, как он стал Вице-президентом китайской компании «Ningbo Haitian Group», был Президентом германской компании Demag Plastiks Group - известного производителя термопластавтоматов. До этого Г-н Франц руководил совместным Германо-иракским предприятием в Ираке, под его руководством создавались заводы в Египте и Китае. Г-н Франц прекрасно говорит по- русски, т.к. длительное время жил и учился в России. Самарских менеджеров интересовали различные вопросы, касающиеся особенностей менеджмента различных стран, а также вопросы экономики, социальной защищенности, образования. Были заданы следующие вопросы: Каковы основные различия, конкурентные преимущества и недостатки менеджмента Китая, Европы и России? Каковы преимущества и недостатки Российского менеджмента? Поскольку господин Франц имеет большой опыт работы в кросс-культурной среде, многие вопросы касались особенностей взаимодействия в чужой культуре. Участников встречи интересовали вопросы кросс-культурной коммуникации в бизнесе. Какие основные трудности пребывания Хельмара Франца в Китае? Взаимоотношения бизнеса и бюрократии в Китае? Каким образом в Китае уживаются коммунистическое правительство и капиталистическая экономика? Решение социальных проблем в Китае? Как объяснить наличие большого количества менеджеров в Китае, способных поднимать экономику Китая? Трудности вступления Китая в ВТО? Равноправие женщин в Китае? ………. Хельмар Франц, рассуждая на тему отличий, преимуществ и недостатков менеджмента Европы, Азии, России отметил, что различия в менеджменте существуют, но нельзя сказать, что где-то менеджмент лучше, а где-то хуже. Везде имеются свои преимущества и недостатки. Чужой опыт менеджмента надо изучать, но переносить чужой опыт на новое место не всегда целесообразно. Говоря о преимуществах менеджмента в Китае Хельмар Франц отметил, что в практике китайского бизнеса очень высока скорость принятия решения, что для немцев, например, неприемлемо. В Германии, чтобы что-то изменить в организации, необходимо провести множество согласований, в том числе с профсоюзами. Хельмар Франц сообщил, что в Китае он научился жить своими ошибками. Когда живёшь своими ошибками, тогда привыкаешь принимать решения быстро. Учиться на чужих ошибках можно, но не надо ждать, когда кто-то совершит ошибку. Кто живёт своими ошибками, тот движется быстрее. Отвечая на вопрос о преимуществах менеджмента в России, Франц отметил высокий уровень профессионализма и образованность российских менеджеров, даже в сравнении с Германией этот показатель часто превышает германский. Хельмар Франц отметил также высокий уровень патриотизма российских людей. Часто в основе инвестиций русскими в Россию лежит патриотизм. Основным недостатком российского менеджмента он назвал низкую готовность к изменениям. Далее Хельмар Франц отвечал на вопрос о социальной политике на предприятиях Китая. Он отметил, что в Китае в отличие от Германии нет профсоюзов. Решение социальных вопросов сотрудников на китайском предприятии является одним из элементов системы мотивации сотрудников к эффективной деятельности. Например, в Китае практикуются такие вещи, как предоставление жилья в аренду с последующим выкупом; бесплатная выдача продуктов питания, одежды, средств гигиены и т.д. Он привел пример компании, где работает сейчас. Чтобы выполнить годовой план по производству рабочие последний квартал года работали несколько недель без выходных. После нового года компания организовала для рабочих и их семей бесплатную поездку на известный в Китае курорт. Далее, на вопрос вступления Китая в ВТО, Хельмар Франц отметил, что первые шаги Китая в ВТО сопровождались некоторым давлением со стороны США, необходимостью открывать свои рынки. США рассматривали Китай как производственную базу для своей экономики. Далее последовал вопрос - как уживаются капитализм и коммунизм в Китае? Хельмар Франц ответил, что в Китае до сих пор существует пятилетний план. Этот план не навязывается, а проводится в жизнь экономическими методами. Те предприятия, которые принимают участие в решении задач пятилетнего плана, получают от государства субсидии и льготные кредиты. Это касается участия, например, в проектах социальной или экологической направленности. Китай имеет культуру, которой 4 тысячи лет. Это одна из немногих культур, которая не прерывалась на протяжении своего развития. Эта культура и лежит в основе процессов, происходящих в Китае. В Китае, например, в отличии от других стран, очень невежливо критиковать своё правительство. Как отметил Чун Вайгун, правительство в Китае проводит очень разумную политику. На вопрос взаимоотношений бюрократии и бизнеса Хельмар Франц ответил, что проблемы с бюрократией в Китае имеются, но не более, чем в других странах. С нарушителями порядка в Китае не церемонятся. Смертная казнь по решению суда проводится немедленно, в отличии, например от США, где смертная казнь проводится после суда по истечению года и более. На вопрос – откуда берётся в Китае необходимое количество менеджеров, способных так эффективно поднимать экономику - отвечал генеральный менеджер компании Чун Вайгун. В Китае, также как и в России, имеются учебные заведения, которые обучают менеджеров. Но в основном, менеджеры обучаются у своих западных коллег на их и своём опыте. Хельмар Франц сообщил, что их предприятие в Китае собирает станки из комплектующих как из Германии, так и китайского производства. Например, из Германии поставляется продукция из металла, а электроника - китайская. Продукция, произведённая в Китае, на 20-30% дешевле, чем, если бы она производилась в Германии. Это удешевление возможно в результате массового производства. Производство в Германии дороже, т.к. там практикуется индивидуальный подход к запросам клиента. Участники круглого стола также услышали, что в Китае практически нет безработных. Ежегодно в Китае создаётся 120-130 миллионов рабочих мест. Женщины в Китае имеют равные права с мужчинами. Довольно часто руководителями на различных уровнях являются женщины. Интересен был вопрос о том, какие аспекты следует учитывать, желающим делать бизнес в Китае? Основные сложности в деловых коммуникациях лежат на уровне различия культур и традиций, важен также языковой барьер. Довольно часто в деловых переговорах даже с помощью профессионального переводчика перевод слов делового иностранного партнёра не доводит истинный смысл сказанного. Многие элементы мимики и жестов иностранного партнёра часто интерпретируются неверно. Например, улыбка на лице китайского партнера по переговорам может означать лишь то, что он не знает, что ответить, а совсем не радость по поводу сказанного. Поэтому прежде, чем решиться на бизнес в Китае, необходимо изучать менталитет и особенности культуры ведения бизнеса. Одним из важных факторов при этом является, так называемый, «Guanxi», что означает наличие связей и установление доверия в партнерам, с которым собираешься взаимодействовать. Без этого придется очень трудно. В завершении круглого стола участники согласились, что вопросов по обсуждаемой теме может быть много и все вопросы за ограниченное время круглого стола обсудить невозможно. Гостям пожелали успехов и высказали пожелание встреч в будущем. |
Адрес: г. Самара, ул. Солнечная, 30, офис 5 Телефон: (846) 201-04-51, 8 (917) 112-18-56 моб. E-mail: auk@auk-olymp.ru |