Главная Новости и публикации Пресс-релиз круглого стола на тему «Профессионализм - основа эффективного управления современной организацией. Критерии профессионализма управленцев»
Пресс-релиз круглого стола на тему «Профессионализм - основа эффективного управления современной организацией. Критерии профессионализма управленцев» Печать
20.09.06 13:20

16 сентября 2006 г. в Международном институте рынка прошёл очередной «Круглый стол» на тему: Профессионализм - основа эффективного управления современной организацией. Системы развития и оценки профессиональной компетенции управленцев. Критерии профессионализма управленцев.

«Круглый стол» был организован Ассоциацией управленческих кадров «Олимп» в рамках программы «круглых столов» для управленческих кадров. Участие за круглым столом предполагает обмен опытом, мнениями, обсуждение интересных тем, актуальных для бизнеса и управления, дискуссии и общение в кругу коллег в открытой неформальной обстановке.

На встрече приняли участие 17 представителей организаций г. Самары. Были представлены 5 докладов:

1. «Модель управленческой деятельности. Факторы профессионализма. Портрет современного управленца» - Таштабанов Наиль Саведжанович, директор Ассоциации управленческих кадров «Олимп».

2. «Профессионализм управленца: мышление против технологии» - Цлаф Виктор Михайлович – к.т.н., директор НОУ «Самарская школа бизнеса»

3. «Обучение российских управленцев- направления, специфика, эффективность»- Яшина Елена Закировна, директор Центра Корпоративного Развития СГЭУ.

4. «Психологические закономерности управленческой деятельности» - Васильев Алексей Константинович, к.м.н., бизнес-тренер.

5. «Внедрение ключевых показателей эффективности персонала(KPI)»- Новосельцев Дмитрий Викторович, директор КА «Азимут».

Первый выступающий Таштабанов Н.С. представил модель управленческой деятельности руководителя. На примере этой модели были обозначены узкие места в управленческой деятельности. Основные проблемы в деятельности управленца находятся, по мнению выступающего, в стыках блоков: миссия-цели; задачи-технологии; технологии-операции; технологии-контроль; результат-анализ результата. Выступающий обратил внимание на то, что миссия организации и результат находятся под влиянием и прямой зависимостью от внешней среды, следовательно, именно правильное понимание миссии предприятия является важным основанием того, что цели будут определены правильно и результат деятельности организации будет принят внешней средой, а следовательно, цели организации будут достигнуты. В модели управленческой деятельности выступающий обозначил четыре основных фактора профессионализма руководителя: знания; умения применять технологии управления; умение решать управленческие задачи; личностные качества управленца. Далее выступающий предложил участникам круглого стола принять участие в оценке профессионализма современного руководителя путём анкетирования с целью создания профессионального портрета современного руководителя. В результате анкетирования получили примерный профессиональный портрет руководителя. Основные черты этого портрета (см. Приложение1).

Следующий выступающий Цлаф В.М. в своём выступлении обозначил противоречия, возникающие между технологией и живым мышлением.

Обычно под результативностью понимают, что если Вы будете соблюдать технологию, то с помощью определенного (конечного) числа процедур Вы гарантированно получите результат заданного качества. Но технология противостоит творчеству, свободно выбирающему материал, средства, методы. Технология противостоит мышлению, исследующему, анализирующему, проектирующему, программирующему действия. Если технология задана – нельзя думать, нельзя изменять исходный материал, ставить цели, улучшать средства, совершенствовать методы – иначе качество результата Вам не гарантируется.

Другой недостаток-технология нивелирует «человеческий фактор», превращает человека в машину по осуществлению заданных операций.

Гарантированное качество результата есть цена, обещаемая технологией в обмен на свободу. Но всегда ли, теряя свободу, мы приобретаем качество?

Одна из видимых тенденций нашего времени – кастомизация, расширение сферы работы на заказ, учет индивидуальных требований и предпочтений каждого потребителя. Современные информационные технологии управления позволяют отойти от технологий в производстве. Информационные технологии проектирования и управления проектами позволяют производственнику думать и реализовывать творческие решения, укладываясь в темп массового производства. Тем самым производственные технологии уступают место мышлению и творчеству

Выступающий подчеркнул, что творческий управленец должен обладать способностью видеть ситуацию как целое – как видит опытный шахматист позицию на доске, как видит режиссер сцену театра со всеми актерами – и иметь интуицию для придумывания решений. Творческий управленец именно придумывает решения – они, как правило, не имеют обоснований и в силу этого могут быть весьма рискованными, но они необычны. Истинные управленческие инновации создаются именно творческими управленцами. Существенное достоинство творческих решений – высокая скорость их «подготовки».

Следующий выступающий Яшина Е.З. затронула тему эффективности обучающих программ для управленцев. В настоящее время существуют как бесплатные программы для управленцев, так и множество платных обучающих программ. Было отмечено, что эффективность бесплатных обучающих программ довольно низкая. Положительный эффект состоит в том, что за период обучения создаётся среда для неформального общения управленцев и создания деловых контактов, а в условиях России это не маловажный фактор. Создаются также сообщества управленцев для поддержания этих неформальных контактов. Наиболее эффективной формой обучения являются краткосрочные тренинговые программы, а также программы МВА. Тренинговые программы делятся на корпоративные и открытые. В настоящее время всё более приобретают популярность корпоративные программы обучения, которые наиболее заточены под потребности компании. Наиболее востребованными темами в настоящее время являются темы: управление качеством; управление проектами; системы сбалансированных показателей КPI.

Программы МВА также являются более эффективной формой обучения, но в настоящее время существует много школ МВА, которые к МВА на самом деле не имеют никакого отношения. Поэтому при выборе школы МВА следует более тщательно подходить к отбору школы, учитывая публикуемые рейтинги, а также стоимость обучения – в настоящем МВА она не может быть очень низкой.

Следующий выступающий Васильев А.К. сделал экскурс в область психологических особенностей управленческой деятельности. Были представлены ряд законов, которые по мнению выступающего должны знать управленцы и учитывать в своей повседневной деятельности при управлении персоналом:

- закон неопределенности отклика – закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий.

- закон неадекватности отображения человека человеком.

- закон неадекватности самооценки – сознание и подсознание, как надводная и подводная часть айсберга.

- закон расщепления смысла управленческой информации.

- закон самосохранения.

- закон компенсации.

Последний докладчик Новосельцев Д.В. обратил внимание слушателей на важность создания для сотрудников компании системы ключевых показателей эффективности (KPI). KPI призвана мотивировать сотрудников таким образом, чтобы энергия сотрудников была направлена на достижение конечных целей компании. При создании KPI для управленческого персонала, в особенности ТОП-менеджеров следует сформировать бонусную систему оплаты таким образом, чтобы основной объём выплат бонусов приходился на конец продолжительного периода, например в конце года, по результатам работы за год. Выплаты бонусов должны практиковаться и в течении менее длительного периода чем год, месяц или квартал. Но эти промежуточные выплаты должны быть минимальны и возрастать пропорционально длительности периода работы. Выступающий отметил, что создатели KPI должны учитывать такие моменты, как сезонность работ, стадии развития компании, степень интенсивности работ, характер деятельности и т.д. KPI также должна содействовать согласованной работе нескольких подразделений компании и направлять их усилия на достижение единой цели.

В процессе обсуждения докладов участники круглого стола активно задавали вопросы выступающим. После завершения докладов каждый из участников высказал своё мнение по поводу прослушенных докладов. Участники отметили наиболее интересные моменты круглого стола, а также высказали пожелания к организаторам. В частности, было высказано предложение приглашать на круглый стол представителей производственных предприятий, а выступающим - приводить конкретные примеры внедрения тех или иных технологий на практике.

Приложение 1

Результаты анкетирования

Целью анкетирования являлась оценка современного руководителя с точки зрения обладания им профессиональных качеств. В анкетировании приняло участие 21 человек. В результате анкетирования получили профессиональный портрет современного руководителя. Основные черты этого портрета оказались следующие:

1. Личностные качества руководителя оказались выше средней оценки.

Более высокую оценку получили такие качества, как: способность делегировать полномочия; коммуникабельность; способность отстаивать свою точку зрения; принципиальность; требовательность к себе и подчиненным; эрудированность; умение выделять главное; деловая активность; целеустремлённость; способность к развитию; жизнерадостность; оптимизм.

На низком уровне оказались такие качества, как умение подбирать кадры; умение увлечь людей; умение опираться на коллектив; оперативность; справедливость.

2. Управленческие навыки современного руководителя оценили на уровне среднего. Более высокую оценку получили такие качества, как:

- способность выстраивать конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности;

- способность разрабатывать и управлять проектами;

- способность придавать деятельности системность.

На низком уровне оказались такие качества, как:

- способность вырабатывать миссию и цели организации;

- способность собирать и обрабатывать информацию.

3. Знания по результатам анкетирования оказались ниже среднего.

Выше среднего оценены знания психологии, экономики, трудового права. Виды менеджмента: стратегический; само менеджмент; персонала.

На низком уровне знания: социологии; достижений техники и технологий; иностранные языки; гражданское право; международное право; инновационный менеджмент и менеджмент качества.

Выводы:

Современный руководитель в своей профессиональной деятельности опирается более на свои личностные качества и управленческие навыки, полученные путём личного опыта проб и ошибок. Руководители предпочитают приобретать знания в областях различных видов менеджмента и психологии. Слабое место в профессионализме руководителей – знания в областях современных техники и технологий, в том числе информационных.

 

Добавить комментарий