Главная Новости и публикации СМИ о нас Спрос на бизнес тренинги
Спрос на бизнес тренинги Печать

Вопросы от газеты «Самарское обозрение»

Тренинги для высшего руководства

1. Обоснуйте актуальность тренингов для высшего руководства самарских бизнес-организаций.
2. Каков, по вашим наблюдениям, спрос на бизнес-тренинги для высших руководителей в Самаре? Наблюдается ли динамика по сравнению с прошлым годом? С чем можно связать малое (большое?) внимание высших руководителей к лидерским тренингам?
3. Что эффективнее - индивидуальный или групповой тренинг для высшего руководителя?
4. Цели таких тренингов, срок продолжительности, средняя по Самаре цена тренинга?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

Прежде чем говорить об актуальности тренингов для высшего руководства самарских бизнес-организаций, предлагаю поделить выражение «актуальность» на выражения: «необходимость» и «осознанная необходимость». Зададим новые вопросы: насколько необходимо для представителей ТОП - менеджмента повышение своих управленческих компетенций, и на сколько самарский ТОП-менеджмент осознаёт необходимость повышения своих управленческих компетенций, в том числе с помощью тренингов? Если, к примеру, задать любому ТОП-менеджеру первый вопрос, то без сомнений менеджер ответит, что необходимо систематически и постоянно повышать свои профессиональные и управленческие навыки, что необходимо обладать современными знаниями и что своевременно полученная полезная информация- это нематериальный ресурс, который даёт вполне материальный эффект в виде прибыли. Следовательно, актуальность обучения с точки зрения «необходимости» постоянно повышать профессиональную, управленческую компетентность, не вызывает у менеджеров сомнений. Другой вопрос, более интересный и заслуживающий внимание, на сколько менеджер осознаёт необходимость повышения своих управленческих компетенций конкретно для него, в конкретный момент времени, сейчас и сегодня. На этот вопрос готов ответить далеко не каждый менеджер. Особенно интересно отметить, что, как показывает практика, осознают необходимость обучаться как раз более передовые и успешные менеджеры, которые, казалось бы, и не нуждаются в обучении. Почему так происходит? Основная причина этому, та, что мы живём во время постоянных перемен и изменений, ускорения времени и возрастающей конкуренции. Менеджеры, которые видят дальше, осознают необходимость быть готовым к изменениям, а следовательно осознают необходимость получать новые знания, умения и опыт. Снова возникает вопрос, каким образом получить необходимые знания? Существует много разных способов повышения квалификации управленцев. Тренинг - наиболее эффективный способ получить необходимые знания и опыт за максимально короткое время. Тренинг – это точечный и эффективный удар по некомпетентности. Но перед менеджером опять встают вопросы: какие компетенции нужно приобрести; какой тренинг или тренинговую программу пройти; будет ли эффект от тренинга и как его измерить

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

<Менеджеры осознают необходимость обучаться.

<Тренинг является наиболее эффективным способом получить недостающие знания.

<Менеджеру необходимо уметь создавать для себя личную программу постоянного самосовершенствования, как в личном, так и в профессиональном плане.

<Менеджер должен хорошо ориентироваться на рынке имеющихся образовательных услуг, чтобы потреблять именно те услуги, которые он может переварить, и которые дадут ему энергию для преодоления препятствий и эффективной деятельности.

Стоит обратить внимание на 3-й и 4-й выводы. Именно здесь заложены основные препятствия между желанием менеджера учиться и реализацией этих желаний. Наиболее эффективный способ преодолеть эти препятствия - обратится к профессиональному консультанту, который поможет менеджеру провести диагностику, подобрать образовательные продукты, сформировать индивидуальную программу и оценить эффективность обучения с последующей коррекцией программы.

В настоящее время, с одной стороны, наблюдается рост потребности в тренинговых услугах и тенденция ускорения этого роста. С другой стороны, хорошие тренинги стоят дорого и менеджеры не всегда осознают целесообразность этих затрат. Например, стоимость 2-х дневного тренинга для руководителей высшего звена составляет от 6000 рублей и выше.

Многие ТОП-ы не ходят на открытые тренинги, т.к. бояться оказаться среди людей со статусом ниже, чем у них. Поэтому предпочтение отдаётся индивидуальному коучингу и консультациям. Но групповой тренинг намного эффективнее, т.к. именно взаимодействие в команде даёт необходимый эффект при отработке многих навыков и умений руководителя.

Ваши вопросы:

1. Как часто, согласно Вашим наблюдениям, самарские организации стали привлекать бизнес - тренеров для консультирования по частным вопросам бизнес - процесса?
2. Откуда бизнес - тренеры приходят в консалтинговые компании? Дайте свою оценку (качественно и количественно) самарского рынка услуг по бизнес - консультированию.
3. Как становятся бизнес - тренерами, готовят ли их где-то в Самаре? Или приходится обращаться в столицу?
4. Какие в Самаре проводятся "тренинги для тренеров", предложения Вашей ассоциации. Цель таких тренингов, каковы новинки и самые популярные и эффективные тренинги?
5. Средняя стоимость услуг.

В настоящее время, на мой взгляд, наблюдается медленный, но твердый рост рынка консалтинговых услуг(КУ). Потребность предприятий в разного рода КУ довольно высокая и потребность в этих услугах всё более возрастает. В Самаре имеется достаточно компаний, которые предлагают разного рода КУ, начиная с краткосрочных образовательных услуг повышения профессионализма сотрудников компании и заканчивая консалтингом в области IT- технологий. На настоящем этапе развития этого рынка, по моим наблюдениям, в Самаре существует большой разрыв между спросом на КУ и способностью рынка этот спрос удовлетворить. Основные причины этому следующие:

< недостаточно высокое качество предлагаемых в Самаре КУ;

<отсутствие у самарских предприятий достаточного опыта и квалификации по формированию и формулированию своих потребностей в КУ;

<отсутствие технологий отбора и подбора консалтинговой фирмы под имеющиеся у предприятий потребности в КУ;

<отсутствие чётких критериев оценки эффективности КУ.

Многие самарские компании, которые уже имели опыт работы с самарскими бизнес - тренерами и консультантами либо консалтинговыми компаниями остались неудовлетворёнными качеством услуг. Оплачивая дорогостоящие услуги (консалтинговые услуги стоят дорого, что вполне оправдано) компания не получает ожидаемого эффекта, а в некоторых случаях получает отрицательный эффект. Почему это происходит?

Во первых, заказчики консалтинговых услуг должны понимать и многие понимают, что консалтинг - это инструмент тонкой настройки, который надо использовать умело, в нужный момент времени, в нужном месте и в необходимой последовательности. Подготовке к проведению консалтинговых мероприятий необходимо уделять на менее, а даже больше внимания, чем непосредственно самому консалтингу. Консалтинг на предприятии в большинстве случаев связан с изменениями, а изменения, даже самые благие, должны происходить на подготовленной к этим изменениям почве. Не уделяется по разным причинам достаточно внимания обучению персонала, его подготовке к изменениям.

Во вторых, сами консалтинговые компании и консультанты в большинстве случаев нацелены не на результат и долгосрочное сотрудничество с клиентом-заказчиком КУ, а на получение материальной выгоды в максимально короткие сроки.

Эти два момента характеризуют рынок КУ как неразвитый рынок.

Можно выделить три основных этапа консалтингового процесса:

<Подготовительный этап.

<Проведение консалтинга(изменений).

<Оценка результата изменений.

Хотелось бы пожелать как заказчикам КУ так и исполнителям КУ больше внимания уделять 1-му и 3-му этапам, что должно повысить качество КУ так и качества самого рынка КУ.

Можно отметить, что основная, подавляющая часть бизнес - тренеров и консультантов – это представители научно-образовательной среды. Это настоящие или бывшие преподаватели вузов, которые в своё время переориентировались, повысили свою квалификацию в различных областях бизнеса. Жизнь заставила этих людей двигаться от низко оплачиваемой деятельности в стенах ВУЗов в сторону, более высоко оплачиваемой деятельности в качестве бизнес - тренеров и консультантов.

Другая, на мой взгляд, немногочисленная часть бизнес - тренеров и консультантов – профессионалы, которые имеют богатый опыт деятельности на предприятиях. Эта часть очень малочисленна, но имеются хорошие тенденции к увеличению их доли.

Первая и вторая группы бизнес - тренеров и консультантов имеют как свои преимущества, так и недостатки.

«Консультанты от образования» имеют серьёзный недостаток практического опыта работы на предприятии, как говорится, они не нюхали пороха. Преимущество этих консультантов в хорошей теоретической подготовке, знаниях психологии и педагогики. Эти бизнес - тренеры и консультанты более интересны, с точки зрения консалтинга, как бизнес - тренеры. У них хорошо получаются тренинги, семинары и другие мероприятия образовательного характера, повышающие профессиональный уровень персонала.

«Консультанты от бизнеса» имеют хорошую профессиональную подготовку. Они на своём опыте почувствовали производственный процесс и прошли все его основные этапы. Эти консультанты хороши именно в качестве бизнес - консультантов по изменениям и формированию бизнес процессов на предприятии. В основном эти консультанты имеют узкую специализацию в таких областях как: финансовый и управленческий учёт; производственные процессы;IT-технологии; управление проектами; и т.д. Существенный недостаток этой группы консультантов неумение передавать свои знания другим, поэтому как бизнес - тренеры они уступают «Консультантам от образования».

Существует и третья группа бизнес - тренеров и консультантов, которая совмещает достоинства первых двух групп, но эта группа очень малочисленна.

Заказчик КУ должен учитывать преимущества и недостатки этих групп консультантов при формировании консалтинговой команды под свои проекты.

Учитывая всё возрастающую потребность рынка в КУ, низкий уровень консалтинговой культуры и подготовки бизнес - тренеров и консультантов, можно предположить, что предложения консультаций и образования для бизнес - тренеров и консультантов будут расти.

Основная часть бизнес - тренеров и консультантов повышает свой профессиональный уровень через опыт, методом проб и ошибок. Другая часть учится на чужом опыте, читая специальную литературу или работая с опытными бизнес - тренерами и консультантами в различных консалтинговых компаниях, в том числе иностранных. Кто-то проходит стажировку за границей.

Образование для бизнес - тренеров и консультантов в России и тем более в Самаре находится в стадии зарождения. В Москве проводятся тренинги и формируется культура подготовки бизнес -тренеров и консультантов. В Самаре этого практически нет, так как с одной стороны, потребность в таких тренингах высокая, а с другой, отсутствуют квалифицированные тренеры для бизнес - тренеров и консультантов, которые были бы достаточно авторитетны для наших бизнес - тренеров и консультантов. На мой взгляд, могли бы стать успешными в Самаре тренинги для бизнес - тренеров и консультантов от иностранных специалистов. В нашей организации, Ассоциации управленческих кадров, в настоящее время готовятся тренинги для бизнес - тренеров и консультантов. Мы планируем в начале марта 2006 г. тренинг для тренеров. Для этих целей сейчас ведутся переговоры с нашим партнёром, консультантом и бизнес - тренером из Германии госпожой Бианкой Енеке. Бианка Енеке возглавляет Институт межкультурной коммуникации и консультирования по менеджменту (ITMO) в Берлине и является экспертом Европейского союза в проектах MTP (Management training programm) и Дельфи в России. Ее уже знают в Самаре. Она участвовала в Круглом столе Ассоциации, посвященном обучению и развитию персонала организации, где презентировала свой тренинг для тренеров. Второй раз это было на заседании Самарского кадрового клуба в конце октября. Оба раза интерес был высок и слушатели просили провести этот тренинг у нас в Самаре. Тренинг для тренеров планируется провести в Самаре марте 2006 года.

Планируемая стоимость этого 2-х дневного тренинга для тренеров 8 тысяч рублей. В Москве этот тренинг стоил бы как минимум в два раза дороже. В Самаре довольно широкий диапазон цен на тренинги от 2500 до 15000 за 2-х дневный тренинг за одного участника. Нижние границы определяют тренинги начинающих бизнес - тренеров. Средние цены этого диапазона – стоимость тренингов от опытных самарских бизнес -тренеров. Верхние границы – стоимость тренингов с участием московских или иностранных бизнес – тренеров. В Москве стоимость тренингов в 1,5-2 раза выше чем в Самаре.

С Уважением, Наиль Таштабанов

 

Добавить комментарий